Именно их голосов мы не услышим: Эван МакГрегор, Робин Уильямс, Халли Берри, Мел Брукс, Грег Киннер
Футуристические миры, судя по послужному списку, для Криса Уэджа, – просто-таки родная стихия, но доисторические похождения мрачного мамонта и ленивца-зануды остаются (и, похоже, это надолго) лучшим, что ему удалось сделать. Безусловно, с технологической точки зрения «Роботы» куда как более сложный проект, чем «Ледниковый период» – персонажей и декораций гораздо больше, визуальный ряд богаче, но… не лучше. Насыщенный (сверх всякой меры) яркими предметами и головокружительными «аттракционами» мир механизмов по всем позициям уступает пустынным снежным пространствам, по которым брели всего трое (но каких!) героев.
«Twentieth Century Fox Animation» и «Blue Sky Studios» решили создать фильм, людей в котором нет вообще, а все персонажи – роботы, следовательно, в первую очередь, необходимо было решить, что будет собой представлять населённый думающими и чувствующими железяками мир. Создатели «Роботов» не стали изматывать себя поиском каких-то особо оригинальных идей, они просто перенесли в свою механизированную цивилизацию социальные конструкции и проблемы реального мира, более того, за сюжетную основу взяли традиционную историю исполнения «американской мечты».
Главный герой Родни Нержавейкин – простой парень из провинциального городка, сын посудомоечной машины, в юности мечтавшей стать музыкантом. У Родни тоже есть мечта – стать изобретателем, он хочет поехать в Robot City, познакомиться там с легендарным мистером Бигвелдом, устроиться работать в его компанию. Но когда наивный Нержавейкин прибывает в столицу, выясняется, что старик Бигвелд удалился от дел, и всем теперь заправляет самодовольный мерзавец Поршень, жаждущий избавиться от устаревших роботов, не имеющих возможности заплатить за новый корпус.
Оказавшись в одиночестве в большом городе, Родни знакомится с разваливающимся на запчасти Тормозом, а потом и со всей его шайкой роботов-лузеров. Вместе они начинают бороться за своё право на жизнь и свободу выбора, в чём им помогает преуспевающая красотка Кэппи, в которую (на взаимных основаниях) влюбляется Родни. Оказывается, что за планами Поршня стоит его психованная мамаша – мадам Керогаз, имеющая подпольный бизнес по сбору и переплавке металлолома. И нашим героям предстоит настоящее сражение с силами зла, победить в котором будет не так уж просто.
Такой вот вполне типичный сюжет картины о «светлом пути» к успеху, да ещё и многоуровневый Robot City вроде как иллюстрирует иерархическую структуру нашего общества, а вкупе с лозунгом «каждый робот может блистать, не важно, из чего он сделан», так и вообще получается какой-то антиглобалистский манифест. Что, впрочем, свойственно многим современным анимационным фильмам, вспомните хотя бы недавний «Пиноккио 3000», на который «Роботы», кстати, очень похожи, но, несомненно, превосходят как в творческой, так и в технологической составляющих.
О технологиях, собственно, можно вообще ничего не говорить – от блестящей команды профессионалов, создавшей «Ice Age», плохого кино ожидать не приходится. А вот с фантазией некоторые проблемы, среди персонажей есть и эксцентричные, и по-настоящему смешные, но чего-то им не хватает. Вполне возможно, что очарование героев было убито безжалостным и не слишком выразительным дубляжем. Наверняка Эван МакГрегор очень многое добавил образу Родни, а Халли Берри – Кэппи, что уж говорить о феерическом Джиме Бродбенте, озвучившем мамашу Керогаз, и Робине Уильямсе, чьим голосом говорит Тормоз, но нам этого не услышать.
Однако некоторые сцены «Роботов» не могут не радовать, в первую очередь речь о шикарных музыкальных номерах, здесь и вариации на тему «Танцующей в темноте», и «поющий в масле», и чудная пародия на Бритни Спирс. И, конечно же, грандиозная финальная битва, снятая с размахом достойным «Звёздных войн» и «Властелина колец». Но всё-таки с юмором у многоопытных сценаристов плоховато, всё держится на цитатах из киноклассики, многие из которых в «железном» исполнении весьма и весьма забавны. А в целом, «Роботы» представляют собой очень качественный, но далеко не выдающийся мультфильм, просмотр которого не вызывает ни особых огорчений, ни особой радости.
Александр Спасов